Профстандарт педагога

Страничка педагога-психолога




В чем заключаются деятельность педагога-психолога в детском саду?

​Родители знают, что в нашем ДОУ работает психолог. Но что входит в обязанности психолога и что из себя представляют занятия психолога в детском саду, понимают не все.

Некоторые родители ещё находятся в плену сомнительных заблуждений, что если с ребёнком занимается психолог, то это означает, что у него обнаружены какие-то отклонения и дефекты в психике. К счастью, таких родителей с каждым годом становится всё меньше и меньше. Попробуем вместе во всем разобраться.
Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Педагог-психолог в ДОУ работает с детьми и с родителями по нескольким направлениям.

1. Психолого-педагогическое консультирование
Психологическое консультирование детей - это особенная форма помощи семье со стороны психолога, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей.
Задача детского психолога - создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.
Консультироваться могут не только родители, но и работники ДОУ. В своём плане работы психолог расписывает план обязательных консультаций на год. Темы выбираются исходя из актуальных вопросов для той или иной возрастной группы и контингента, а также по рекомендациям, полученным из вышестоящих инстанций.
Психологические консультации, так же, как и занятия психолога в детском саду, могут быть индивидуальными и групповыми. Плановое консультирование, обыкновенно, носит групповой характер. О таких консультациях родителей заранее оповещает воспитатель, и присутствовать на них – это долг каждого сознательного родителя. Особенно важно посещать такие консультации, если ваш ребёнок только начинает ходить в детский сад, ведь этот период в жизни ребёнка сопровождается бурными изменениями и активной социальной адаптацией к новым условиям. Родителям очень важно знать многие моменты, связанные с поведением ребёнка, который только начинает адаптироваться в новой социальной среде. Другой переломный момент, когда родители особенно остро нуждаются в консультации – это предстоящее посещение школы.
В часы приёма психолога родители всегда могут обратиться к нему с любой интересующей их проблемой. Но не стоит забывать о том, что психолог в детском саду отвечает за большое количество человек, у него много обязанностей и дел, поэтому не стоит каждый день приёма забивать исключительно вашими проблемами. Если ваш случай особенный и требует тщательного рассмотрения, занятия с психологом в детском саду могут оказаться недостаточными, и вас могут перенаправить в соответствующие психолого-педагогические центры и учреждения, где вы получите необходимую психологическую помощь.

2. Психодиагностика
Далеко не все родители проявляют обеспокоенность проблемами детей, некоторые просто не видят их и не спешат обратиться за помощью к специалисту. Задача психолога во время диагностики распознать, нет ли у ребёнка каких-либо проблем в общем психологическом развитии, в поведении, в социальной адаптации, в эмоционально-волевой, интеллектуальной и других сферах. Кроме того, проводится и психолого-педагогическая диагностика, цель которой – установить, как дети усваивают образовательную программу в ДОУ.
Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду проводится только при согласии родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка.
Когда психолог назначает индивидуальную консультацию, или же если родители сами настаивают на её проведении, она, как правило, включает в себя и одновременную углубленную диагностику тех аспектов, которые наиболее актуальны в том или ином случае. Практикуется и групповая диагностика детей, а также родителей и работников ДОУ.
Для диагностики детей дошкольного возраста чаще всего применяются проективные методики — анализ рисунков и других предметов творчества детей. В работе со взрослыми психолог чаще прибегает к тестам и анкетированию.

3. Коррекционные занятия психолога в детском саду
Существуют как групповые, так и индивидуальные коррекционные программы, которые могут быть чрезвычайно разнообразны, что зависит от конкретных отклонений, которые нужно исправить.
Чаще всего, коррекционные занятия психолога в детском саду представляют собой разнообразные тренинги и упражнения в игровой форме. Если того требует ситуация, психолог ДОУ может проводить коррекционные занятия психолога в детском саду и со взрослыми – с персоналом учреждения и с родителями.

4. Развивающие занятия психолога в детском саду
Если коррекционные занятия психолога в детском саду необходимы только детям с определёнными проблемами в психологической жизни, то развивающие занятия психолога в детском саду нужны всем. Во время таких занятий психолог с помощью разнообразных средств стимулирует развитие детей в той или иной области. Годовой план работы составляется с учётом гармоничного, своевременного и планомерного развития ребёнка. Особенное место занимает подготовка к школе. Если задача педагога – обучить ребёнка тем или иным навыкам, то психолог должен всячески стимулировать развитие интеллекта и способностей ребёнка. В принципе, весь образовательный процесс носит психолого-педагогический характер, ведь обучение и развитие тесно переплетены между собой. Развивающие занятия психолога в детском саду могут быть организованы в виде обычных уроков, в виде тренингов, игр и даже в виде экскурсий и прогулок.



План работы педагога-психолога на 2020-2021 гг.
План работы педагога-психолога с детьми на 2022-2023 гг.
План работы педагога-психолога с педагогами на 2022-2023 гг.
Рабочая программа педагога-психолога по ФОП 2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога по ФОП 2023 – 2024 учебный год (подписанная)
План работы педагога-психолога с детьми на 2023-2024 учебный год
План работы педагога-психолога с детьми на 2023-2024 учебный год (подписанный)
План работы педагога-психолога с педагогами на 2023-2024 учебный год
План работы педагога-психолога с педагогами на 2023-2024 учебный год (подписанный)
Годовой план коррекционно – педагогической работы на логопункте МБДОУ «Гуранёнок» 2024-2025 учебный год
Годовой план коррекционно – педагогической работы на логопункте МБДОУ «Гуранёнок» 2024-2025 учебный год ( подписанный)
План работы ППк МБДОУ «Гуранёнок» на 2023 -2024 учебный год
План работы ППк МБДОУ «Гуранёнок» на 2023 -2024 учебный год ( подписью)
Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Гуранёнок»
Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Гуранёнок» ( с подписью)
Положение о специальной индивидуальной программе развития воспитанника муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Гуранёнок» пгт Приаргунск
Положение о специальной индивидуальной программе развития воспитанника муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Гуранёнок» пгт Приаргунск ( с подписью)


Отчет по самообразованию «Развитие профессиональных компетенций педагога-психолога как фактора повышения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»
Отчет по самообразованию «Развитие профессиональных компетенций педагога-психолога как фактора повышения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» 2023-2024 гг.
Отчет по самообразованию «Развитие профессиональных компетенций педагога-психолога как фактора повышения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» 2023-2024 гг. (подписанный)



Рекомендации для родителей: