Профстандарт педагога

Страничка учителя-логопеда




Педагог-логопед в детском саду

Педагог-логопед в детском саду выполняет задачи по устранению нарушений речи у детей. Дошкольный возраст благоприятен для устранения речевых дефектов на занятиях со специалистами. Работа логопеда уже давно вышла за рамки отработки отдельных звуков. Речь, как деятельность, связанную с высшей нервной системой, часто приходится развивать параллельно с мышлением, памятью и другими процессами. Регулярные занятия не только улучшают ее, но и хорошо влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Помощь педагога — логопеда в обычном детском саду имеет свои отличия от сопровождения специалистом по коррекции речи детей в группах логопедического дошкольного учреждения. В детском саду обычного вида помощь логопеда является дополнительной и оказывается только нуждающимся в ней детям, а специалист встраивает свой функционал в общеобразовательный процесс, не меняя его кардинально.

Достижение этих целей реализуются путем решения следующих задач:

  • Развитие внимания к звуковым аспектам речи.
  • Обеспечение своевременной логопедической помощи дошкольникам.
  • Предупреждение нарушений письменной и вербальной речи.
  • Создание благоприятной обстановки на занятиях с логопедом.
  • Формирование мотивации к преодолению речевых трудностей.
  • Оптимизация применяемых в работе логопеда технологий и подходов с учетом возрастных особенностей детей и возможностей их здоровья.
  • Просветительская деятельность со всеми участниками дошкольного образовательного учреждения с целью популяризации логопедических занятий.

В чем необходимость раннего вмешательства учителя – логопеда? В возрасте 5-6 лет ребенок может некорректно произносить такие звуки как «Л» или «Р», на этом этапе такие дефекты могут быть в пределах возрастной нормы. Но, часто, родители беспокоятся о том, не сохранятся ли они в подростковом и более взрослом возрасте.


Основные направления деятельности логопеда в ДОУ


В систему логопедической помощи, реализуемой в детском саду, входят:

  • Диагностические процедуры

Своевременно исследуются не только речевое развитие, но и социально-личностные, познавательные и физические особенности детей с дефектами речи.


  • Коррекционно-развивающие мероприятия.

Сюда входят расширение словарного запаса, развитие артикуляционного аппарата, автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование мелкой моторики, дыхательная гимнастика.


  • Просвещение и консультирование участников образовательного процесса (родители, педагоги).

Это одна из многих функциональных обязанностей учителя-логопеда в детском саду. Может быть реализована в рамках родительского собрания, на котором родители получают информацию о факторах риска, особенностях и пользе логопедических занятий. В процессе консультирования педагоги и родители знакомятся со спецификой работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, и получают рекомендации, выполнение которых способствуют повышению эффективности оказываемой помощи.


  • Методическая деятельность.

Учитель-логопед создает рекомендации методического характера для родителей и педагогов, принимает участие в профессиональных объединениях, где происходит обмен опытом, занимается созданием развивающей среды, например, изготовлением пособий и другого дидактического материала для работы.


  • Аналитическая деятельность.

Сюда входит анализ и мониторинг результатов коррекционно-развивающей деятельности, отслеживание динамики развития воспитанников. Для этого проводятся диагностические процедуры (в начале учебного года и в конце), данные которых сравниваются и анализируются, что дает возможность увидеть эффективность работы, проведенной за год.


Родителям о речи ребенка


Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Младенческий возраст
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

7—10 месяцев
Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

10—12 месяцев
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

Ранний возраст
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы. Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу. Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»). Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

Дошкольный возраст
Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар — соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

Речевые трудности у детей

1. Ребенок не говорит совсем.

ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ! Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!


2. Задержка на стадии называния. Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

3.Говорит, как маленький.

4.Невнятная речь.

5.Не хочет говорить.

6.В речи появились запинки.

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть, поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.

Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть данные об истории развития.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития.
Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
-достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
-правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
-были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
-формировалась потребность в общении.

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке.

Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.

Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4—5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.

Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.

Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи.
Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями (киса, Боба и т. п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.

На основе проведенных опытов и обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и отстает речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Из этого сами делайте выводы: с ребенком надо лепить , рисовать, делать массаж пальчиков и различные упражнения.



Рекомендации для родителей:




Педагог-логопед в детском саду

Педагог-логопед в детском саду выполняет задачи по устранению нарушений речи у детей. Дошкольный возраст благоприятен для устранения речевых дефектов на занятиях со специалистами. Работа логопеда уже давно вышла за рамки отработки отдельных звуков. Речь, как деятельность, связанную с высшей нервной системой, часто приходится развивать параллельно с мышлением, памятью и другими процессами. Регулярные занятия не только улучшают ее, но и хорошо влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Помощь педагога — логопеда в обычном детском саду имеет свои отличия от сопровождения специалистом по коррекции речи детей в группах логопедического дошкольного учреждения. В детском саду обычного вида помощь логопеда является дополнительной и оказывается только нуждающимся в ней детям, а специалист встраивает свой функционал в общеобразовательный процесс, не меняя его кардинально.

Достижение этих целей реализуются путем решения следующих задач:

  • Развитие внимания к звуковым аспектам речи.
  • Обеспечение своевременной логопедической помощи дошкольникам.
  • Предупреждение нарушений письменной и вербальной речи.
  • Создание благоприятной обстановки на занятиях с логопедом.
  • Формирование мотивации к преодолению речевых трудностей.
  • Оптимизация применяемых в работе логопеда технологий и подходов с учетом возрастных особенностей детей и возможностей их здоровья.
  • Просветительская деятельность со всеми участниками дошкольного образовательного учреждения с целью популяризации логопедических занятий.

В чем необходимость раннего вмешательства учителя – логопеда? В возрасте 5-6 лет ребенок может некорректно произносить такие звуки как «Л» или «Р», на этом этапе такие дефекты могут быть в пределах возрастной нормы. Но, часто, родители беспокоятся о том, не сохранятся ли они в подростковом и более взрослом возрасте.


Основные направления деятельности логопеда в ДОУ


В систему логопедической помощи, реализуемой в детском саду, входят:

  • Диагностические процедуры

Своевременно исследуются не только речевое развитие, но и социально-личностные, познавательные и физические особенности детей с дефектами речи.


  • Коррекционно-развивающие мероприятия.

Сюда входят расширение словарного запаса, развитие артикуляционного аппарата, автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование мелкой моторики, дыхательная гимнастика.


  • Просвещение и консультирование участников образовательного процесса (родители, педагоги).

Это одна из многих функциональных обязанностей учителя-логопеда в детском саду. Может быть реализована в рамках родительского собрания, на котором родители получают информацию о факторах риска, особенностях и пользе логопедических занятий. В процессе консультирования педагоги и родители знакомятся со спецификой работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, и получают рекомендации, выполнение которых способствуют повышению эффективности оказываемой помощи.


  • Методическая деятельность.

Учитель-логопед создает рекомендации методического характера для родителей и педагогов, принимает участие в профессиональных объединениях, где происходит обмен опытом, занимается созданием развивающей среды, например, изготовлением пособий и другого дидактического материала для работы.


  • Аналитическая деятельность.

Сюда входит анализ и мониторинг результатов коррекционно-развивающей деятельности, отслеживание динамики развития воспитанников. Для этого проводятся диагностические процедуры (в начале учебного года и в конце), данные которых сравниваются и анализируются, что дает возможность увидеть эффективность работы, проведенной за год.


Родителям о речи ребенка


Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Младенческий возраст
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

7—10 месяцев
Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

10—12 месяцев
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

Ранний возраст
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы. Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу. Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»). Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

Дошкольный возраст
Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар — соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

Речевые трудности у детей

1. Ребенок не говорит совсем.

ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ! Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!


2. Задержка на стадии называния. Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

3.Говорит, как маленький.

4.Невнятная речь.

5.Не хочет говорить.

6.В речи появились запинки.

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть, поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.

Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть данные об истории развития.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития.
Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
-достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
-правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
-были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
-формировалась потребность в общении.

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке.

Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.

Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4—5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.

Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.

Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи.
Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями (киса, Боба и т. п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.

На основе проведенных опытов и обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и отстает речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Из этого сами делайте выводы: с ребенком надо лепить , рисовать, делать массаж пальчиков и различные упражнения.

Годовой план работы учителя-логопеда на 2022-2023 гг



Рекомендации для родителей: